Уважаемые смотровчане остро нужнаюсь в вашем совете!
Я в этом году собрался съездит на машине в Сочи. Очень давно хотел, и вот наконец созрел, (ну или почти созрел)
У меня есть некоторые сомнения, по поводу этой затеи.
Расклад такой:
Едим только я и моя жена, у нее прав нет, а это означает что все 1750км за рулем буду я один. Скажу сразу что у меня нет опыта вождения на подобные расстояния. Максимум куда я забирался на машине, это Тверская область)), поэтому я немного очкую.
Второй ньюанс, это отсутствие попутчиков, если бы ехал кто-то еще на другой машине, я бы вообще не сомневался, а так. не дай бог что случится с машиной в дороге, даже помочь некому будет.
Многие отговаривают меня, пугают плохими дорогами, говорят что подвеску ушатаю и нахватаю хренову кучу сколов от гравия, да еще менты козлы и тд. и тп. Другие наоборот, говорят да езжай конечно, это ведь так круто и прочее бла-бла-бла.
И от всех этих разговоров честно говоря бошка уже просто взрывается)).
Очень хотелось бы выслушать мнения как можно больше людей, чтобы принять окончательное решение. Если вам есть что посоветовать, пиши не стесняйтесь, чем больше мнений тем лучше, возможно кто-то еще находится в такой же ситуации как и я, и ему тоже будет интересно почитать. Если у кого был опыт подобных поездок, очень прошу расскажите подробней что и как, какие сложности могут возникнуть в дороге, что нужно взять с собой и тд.
PS. Только очень прошу не надо односложных коментов типа езжай конечно или забей нах тебе это надо
Всем спасибо, надеюсь на вашу помощь!
Комментарии
Я ездила в том году в Абхазию из Москвы, до Веселого за 27-28 часов доехала, без ночевок, так долго потому что ездила на 7-м мес. Б. А так 24-25 в прошлые года.
Сочи проезжали ночью, пробок не было.
Остановки покушать, детки всю дорогу смотрели мультики, играли на планшетах и спали. Выезжали в ночь, дети проснулись в Воронежской, а на объездной Краснодара опять уснули уже до границы.
Лично я предпочитаю ездить по серпантину ночью, т.к далеко виден свет встречных машин. Но это только мой опыт, я сова, в ночь всегда езжу, если Вашему водителю тяжело ездить по ночам в горы лучше днем.
Дорога нормальная, пробки были в Ростовской обл, яндекс показывает как их объехать полями, это лучше чем стоять на жаре в пробке, но если низкая машина берегите днище, у меня джип и то цепляли. Езжайте не раздумывая, на машине гораздо комфортнее чем своим ходом.
Барабинск - Сочи (три ночи и 4000 км на Toyota Dyet. )
С удовольствием и с разрешения автора цитирую отчёт своей студентки и знакомой о путешествии в Сочи, полученный от неё в одном письме.
Барабинск — Сочи (три ночи и 4000 км на Toyota Dyet.
Если вы собрались на машине добраться из Барабинска до Сочи, то стоит следовать нескольким простым советам, и дорога пройдёт без особых проблем!
Итак, вот, что нужно знать:
1. Выезжать надо рано утром – примерно часов в 8, не позже, для того, чтобы ночевать можно было либо в Кургане, либо в Челябинске – это уж как машина пойдет!
2. ОЧЕНЬ ВАЖНО СРАЗУ ПОСЛЕ ОМСКА НАЙТИ СВЁРТОК НА ИШИМ – А ЭТО НЕ ТАК ПРОСТО! Вот мы не нашли – и приехали к границе с Казахстаном… Пришлось возвращаться на несколько километров назад и блуждать по просёлочным убитым дорогам в поиске трассы на Ишим! Можно, конечно, поехать через Казахстан, но тогда потеряешь много времени, т.к. досматривать все вещи будут 4 раза(при въезде две таможни – русская и казахская и при выезде), да ещё и денег возьмут за въезд и за выезд не менее 3000 рублей! Так что в Казахстан лучше не соваться! Лучше лишний раз спросить кого-нибудь после Омска, где дорога на Ишим! =))
3. Мы ночевали в Ишиме, но если бы не плутали, то могли бы добраться и до Кургана, или даже до Челябинска! На трассе у Ишима гостинец нет, зато есть прямо не въезде в город две неплохих гостиницы (у них один хозяин). С виду они не очень, но внутри нормально! Это гостиницы «Марьиванна» и «Ильич». Первая запрятана в глуби какой-то пилорамы(мы ночевали там), а вторую сразу видно, т.к. на неё указывает статуя Ильича (Ленина)! =)) Самый дешевый номер стоит 800р(без удобств – только кровати, стол и телевизор), а самый дорогой – 1400р(люксовый – с душем и туалетом). В первую ночь лучше сэкономить и взять, как мы, за 800, т.к. душ и туалет всё равно есть на этаже, да и ещё нет большой усталости! Но вы то, конечно, в Ишиме ночевать не будете, т.к. если сразу поехать правильно, то он будет задолго до ночи! Ориентируйтесь на Курган или Челябинск!
4.ЕЩЕ ОДНА ВАЖНАЯ ВЕЩЬ, скажу сразу, чтобы потом не забыть, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЭКОНОМИТЬ НА ЖИЛЬЕ И НЕ БРАТЬ ЛЮКСОВЫЕ НОМЕРА, то на ночлег нужно пристраиваться уже часов в 10, иначе все дешёвые номера уже будут заняты и придётся брать дорогой! Мы вот ехали часов до 12 – потом было сложно найти ночлег сразу же! Приходилось поездить и послушать и отказы, и предложения люксовых номеров! (Я указываю цены за двухместные номера. Номера с большим количеством мест стоят дороже!)
Можно, конечно, ночевать в машине на охраняемых платных стоянках, но это только в том случае, если не загружен зад, и вы едите вдвоём!
5.Просыпаться, сразу могу сказать, вы будите рано, т.к. что-то внутри вас не будет давать долго спать, будет звать в дорогу! Даже я, любитель поспать часов до 10-11, спокойно просыпалась ещё до будильника, который был заведён на 7 утра! На второй день у вас начнутся горы! (Урал, конечно, красив, но не так, как Алтай или Кавказ!) В горах часто идёт сплошная – это значительно тормозит движение – едет впереди какая-нибудь фура со скоростью 60 км/ч, и приходится за ней плестись, но лучше плестись, и, ни в коем случае, не обгонять — не нарушать ПДД! Во-первых, это опасно для жизни, т.к. постоянно едешь либо в гору, либо с горы, либо по крутому повороту, а во-вторых, там ментов натыкано на каждом повороте – заметят – либо права заберут, либо тысяч 10-15. А даже если нет ДПСников, то везде стоят камеры наблюдения. Когда вы нарушите – вас не остановят, а камера зафиксирует — и на ближайшем посту вы встряли по крупному! Будьте бдительны и терпеливы! Это поможет сохранить ваши время, деньги, права и нервы в порядке! =)) На неизвестной дороге вообще лучше ничего не нарушать! Мы не нарушали!
6.В тему нарушений могу сказать следующее: есть такая штука, как «стоп-контроль». Вот подъезжаете вы к посту ДПС – а там где-нибудь сбоку стоит этот знак, значит вы должны остановиться на несколько секунд, и только потом продолжать движение! Провороните этот знак – встрянете рублей на 700! Будут грозить, что права заберут – но этого они сделать не имеют права! За подобное нарушение предусмотрен штраф ото 100 до 500 рублей! Они же скажут, что штраф 1500, а если не хотите платить, то давайте половину на месте! Менты на дороге наглые до жути! Их сначала до Челябинска может вообще не быть, зато потом – на каждом шагу! С ними надо спорить и доказывать свою правоту, но в пределах разумного, конечно, если же они непреклонны, тогда нужно предложить денег, но не в коем случае не отдавать права!
ХОТЯ ЛИШИТЬ ПРАВ МОЖНО ТОЛЬКО В ТРЁХ СЛУЧАЯХ:
1. ВОЖДЕНИЕ В НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ
2. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СПЛОШНОЙ
3. ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ПРИВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ.
Во всех остальных случаях предусмотрены штрафы, а они просто врут и, так сказать, «разводят лохов на бабки»! Лучше иметь с собой книжечку с ПДД и законами и тыкать их номом! Но не грубить. Всё делать вежливо!
7.ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗЬМИТЕ С СОБОЙ КАРТУ! Будет очень сложно ехать, если вы не будете знать, какой у вас следующий населённый пункт по плану! На многих картах, также, указаны заправки и «кафешки»! Кроме того, будет много разных развязок и перекрёстков, на которых, естественно, до того, как вы въедете в Краснодарский край, не будет указателей на Сочи, так что, нужно смотреть по карте, какой город следующий по направлению к морю и держать курс на него! И ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА НОМЕРОМ МАГИСТРАЛИ. А то можно поехать по другой и уехать не туда, т.к. магистраль часто поворачивает! Карту нужно изучить ещё дома – хорошо просмотреть весь маршрут! Вот в Челябинске вообще тупая развязка! Дорога на Уфу сначала идёт по окраине города и она почти просёлочная. Там сначала есть указатель, что, мол, Уфа направо, а потом километров 50 вообще ничего, только указатель на Москву – можно даже испугаться, что не туда повернули!
8.Кстати, с тех пор, как вы въедете на Урал, с прямой дорогой можно распрощаться! До самого Сочи будут только подъёмы и спуски! Создаётся такое впечатление, что Урал медленно перетекает в Кавказ! =))
9.На дороге, начиная от Самарской области, много обманок! Стоит муляж милицейской машины – от настоящей не отличишь, только он картонный! Сначала прдгоняешься конкретно, потом привыкаешь! J
10.Вторую ночь мы провели где-то под Челябинском за 1000р! Если случится так, что ночевать придётся в городе Пугачёве (это между Самарой и Саратовом),(где мы ночевали третью ночь) то там гостиницы дорогие, зато на дороге стоит много женщин, которые предлагают ночлег! Не пугайтесь, это дело поверенное, можно соглашаться! Там и ночлег предоставят, и баньку затопят, и чаем напоят! Вот номера телефонов Равили Юсуповны – мы у неё ночевали: 8-927-119-42-62, 8-927-622-29-66, 8-84574-2-60-12. Хорошая такая татарочка! J Берёт по 250р. с человека, но можно договориться и меньше! Звоните!
11. Дальше будет Волгоград! Кстати, жара стоит неимоверная! Искупайтесь в Волге! Мы купались! Если хотите увидеть Родину-Мать на Мамаевом кургане, то придётся ехать через город, а если нет, то перед городом будет свёрток на Ростов! (Указатели разные – то Ростов, то Ростов-на-Дону, но город один, не пугайтесь! J) Мы захотели посмотреть на Родину-Мать, и, честно говоря, пожалели, так как пришлось мотаться по городу и стоять в пробках! Лучше обойтись без этого культурного мероприятия и спокойно поехать по обводной дороге! Меньше нервов потратите! Мы вот даже к ней не подъехали, а только так, сфотографировали из далека!
12. Последнюю ночь мы ночевали между Волгоградом и Ростовом! Тут уже не выдержали и взяли номер с кондиционером, душем и туалетом за 1100р, правда других там уже и не было! Но, если вы поедете правильно – не свернёте в Казахстан, не будите плутать по Волгограду и на Развязке в Челябинске, то места ночёвки у нас совпадать не будут, и вместо четырёх ночей, вы, как и все нормальные люди, будете ночевать три!
13. Начиная от Ростова, в Сторону Краснодара и вплоть до Сочи будет создаваться такое впечатление, что менты стоят на дороге вместо столбиков с указанием километража! Так их много! Там дорога пойдёт отменная, и даже не разогнаться из-за них! Но там и ДТП пойдет много! Будьте внимательны и осторожны! Максимальная скорость 90 км/ч!
14. В Джудге вы въедете на САМЫЙ СЛОЖНЫЙ, ОПАСНЫЙ И НЕРВНЫЙ УЧАСТОК ДОРОГИ – ГОРНЫЙ СЕРПАНТИН! ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВЫ ПРОЕХАЛИ ЕГО ЗАСВЕТЛО! Мы ехали половину этой дороги по темноте – ОЧЕНЬ СТРАШНО. От Джубги до Сочи – всего километров 250, но проедите вы их часов за 5 не меньше, так как там невозможно ехать быстрее, чем 40 км/ч! Периодически уже будет видно море, т.к. дорога идёт вдоль береговой линии, но по горам! Урал вам покажется цветочками по сравнению с этим! Крутые спуски, подъемы, ОЧЕНЬ резкие повороты! Очень резкие. Восьмёрки, повороты под углом то вверх, то вниз, и горячие местные хачики, которые несутся, как ужаленные в одно место, сигналят и моргают фарами, чтобы ты ехал быстрее, (так как везде сплошная – обгонять нельзя) и встречные машины, которые выворачивают так, что создаётся впечатление, что они едут прямо на тебя! Лучше просто включить аварийку и спокойно медленно ехать! Милиции, кстати, тоже много и ДТП на каждом повороте! За всю дорогу от Барабинска вы не так устанете, как за промежуток от Джубги до Сочи!
15. А, в общем то, ехать не сложно (до Джубги J), особенно, когда два водителя! Сильно не устаешь, только жарко иногда, но спасает кондиционер! Вот только в русской машине его нет! Вот это хреновенько, честно говоря! Хорошо, что мы ехали на иномарке (Toyota Dyet) – малепуська, зато довезла свободно! =))
16. Заправляйтесь почаще, не рискуйте, не палите бензин до конца, так как заправок то понатыкано на каждом углу, то долго нет вообще! А по ценам разброс большой! Будет 92-ой бензин и за 19.50 и за 24.50! Самые дорогие заправки – это ЛукОйл!
17.«Кафешек» на дороге достаточно! Голодными не останетесь! Не берите только с собой много еды – жара – всё быстро пропадёт! Если питаться супчиками, окрошкой и салатиками, то много денег на это не уйдёт! Вдвоём можно поесть меньше, чем на 200р. Дорогие вторые блюда! Но их лучше не брать ещё и по той причине, что наевшись всевозможными пирожками, взятыми из дома, в первый день, потом хочется, всё-таки, чего-нибудь похлебать!
18.В самом Сочи будьте очень аккуратны со знаками, а то дороги неизвестные, знаки не всегда видно, а менты на каждом шагу, и у них одни слова – либо заберём права – либо гони 15 000! Так что лучше приехать, поставить машину и ходить пешком, да ездить на маршрутках – целее будут деньги и нервы! =))
19. И последнее, все ценные вещи (драгоценности, например) лучше снят и запрятать подальше, а то ведь и мародёров на дороге достаточно! Нам не попадались, но есть реальные сведения, что такое случается – останавливают и грабят!
Вот вам, на какие города ориентироваться, и в какой последовательности:
Пункты старта и назначения: Москва
Маршрут: Сочи - легенда трассы M4
Месяц и год: 5/2005
Федеральная трасса «М4», она же «Дон» начинается на МКАДЕ. Съезд на «новую Каширку» (не ту, которая в аэропорт Домодедово) по указателю «Ростов-на-Дону». Трасса на западный Кавказ проходит, соответственно, через Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области, немного республику Адыгею и Краснодарский край. Основные города, которые проезжаем – Кашира, Елец, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар.
Сразу хочется сказать по поводу ночевки. Несколько лет назад, в первую свою поездку в Сочи, обратный путь я проделал без остановки. Была возможность переночевать, как на пути «туда», у знакомых в Ростове, но, как это часто бывает в конце отдыха, хотелось уже побыстрее доехать до дома. В принципе, от Москвы до Сочи можно добраться часа за 22, а если очень быстро ехать, что не всегда возможно, - то за 18-20. Но я бы не советовал. Особенно, как это сделал я, - ночью. Тогда я в полной мере ощутил на собственной шкуре, что значит спать за рулем, когда трасса все бежит и бежит на тебя бесконечной мелькающей разметкой, и всё вроде бы под контролем, только вот спать очень хочется. И внезапно понимаешь, что все это – и совершенно пустая дорога, и разметка, и кусты по бокам – тебе уже снится…
Многие ночуют в Краснодаре, но мне кажется, лучше всего в Ростове. До этого города от Москвы около 1100 километров, этого вполне достаточно, чтобы в меру устать, но не слишком, и, выпив бутылочку пива, спокойно заснуть до утра. Если выезжать из Москвы часов в 7 утра, в Ростов приезжаешь примерно к 8 вечера. Варианты ночевки – самые разнообразные: от «в чистом поле» до гостиницы в центре города с гордым названием «Дон-Плаза», а в просторечии «Интурист», как она именовалась в советское время. Недешево, номер на двоих минимум долларов 100 в сутки, с завтраком, зато цивилизованно, уютно и за машину не боишься. Самый приличный вариант, по многим отзывам, в Ростове-на-Дону. А это, поверьте, не самый спокойный город в России.
Есть ещё гостиница при въезде в Ростов. Большой могучий дом из красного кирпича, прямо на трассе, справа. Вроде бы, дешево и сердито. Но ничего большего про неё сказать не могу.
В своё время о трассе «Дон» ходили разные слухи. Какие-то разводы на дороге, бандиты в полях. Не знаю, возможно такие случаи и имели место в бурные 90-е, но я лично ничего подобного не замечал. Трасса как трасса, в плане покрытия, между прочим, справедливо считается одной из лучших в России. По крайней мере, не сравнить с самой «главной» дорогой страны – Москва-Питер, длинные разбитые перегоны которой уже давно стали притчей во языцех.
Также известны рассказы о полулегальных экологических сборах в Краснодарском крае. Очевидно, тоже дела давно минувшего лихолетья. Два раза ездил я по трассе - и ни разу никаких экологов не наблюдал.
Итак, едем. Вещи собраны, длинная, нервная бессонная ночь позади). Заправляем полный бак на ТНК, первой же заправке после МКАДа и ровно 100 км. до города Каширы ровная, гладкая и широкая магистраль, на которой можно спокойно ехать 150-160. Гаишники встречаются, но редко, особенно ранним утром. На душе спокойно и приятно, десятки километров отщелкиваются как секундная стрелка часов и уже кажется, что 1000 км. – это полная ерунда. Не стоит так радоваться, мы всё-таки не в Германии, а в нашей стране по какой-то странной традиции хороший отремонтированный участок трассы непременно чередуется с дорогой, по которой, кажется, пару часов назад отступали от Москвы фашистские танковые войска. После Каширы главная достопримечательность – длиннющий огромный мост через Оку. Как только его проезжаем, впереди нас ждет ещё немного хорошей дороги, которая постепенно сходит на «нет», куда-то ответвляется и таким вот образом выносит нас в Тульскую область.
Дорога в Тульской области – типичный советский хайвей. Одна полоса в одну сторону, одна – в другую, крохотная обочина и бесчисленные караваны фур, обгон которых осложняется весьма высокими холмами, закрытыми поворотами, а также доблестными гаишниками, любящими засесть на вершине подъема и сечь сплошные в бинокль. В последнюю поездку на обратном пути именно этот участок показался мне наиболее трудным. Может, и от усталости, но на самом деле очень сильно задалбывают обгоны этих проклятых фур, скорость которых в лучшем случае 40 км в час, в горку они карабкаются подобно беременным самкам бегемота и, что больше всего раздражает, имеют дурную привычку сбиваться в длинные стаи.
Основные точки пути: Венев, Богородицк и Ефремов, после которого начинается Липецкая область.
Я не знаю, кто у них там, в Липецкой области, губернатор, но что сильно удивляет после расхлестанных полей Тульской области – это чистота и порядок окружающей территории. Всё прибрано, уложено, ухожено. Да и дороги ничего, хотя всё такие же узкие. Основное здесь – это сверхъестественное количество гаишников с радарами. Секут именно скоростной режим в населенных пунктах, коих великое множество, иногда сплошные. Лучше следить за знаками ограничения скорости. Здесь меня более, чем где бы то ни было, выручал антирадар.
Основной пункт – город Елец, известный своей колонией строгого режима, много чем ещё, а так же тем, что это, кажется, один из немногих городов на пути без нормальной объездной вокруг него дороги. Едем через город, точнее, его окраины. Как следствие – несколько светофоров, возможны заторы.
Перед городом Задонск дорога в первый раз пересекает давшую ей название реку – собственно, Дон. И с этих пор и до самого Ростова Дон петляет вдоль трассы, то с одной стороны, то с другой. То удаляясь, то приближаясь. Красив вид на Задонск издалека, с трассы. Сверкающие под солнцем синие и золотые купола.
После населенного пункта Хлевное начинается Воронежская область – регион «красного пояса» России, край широких и приличных дорог. (Кстати, перед Хлевным лучше и заправиться на полную (ТНК), так как в воронежской области, особенно после Воронежа, с заправками – не очень) Немного меняется пейзаж за окном, много оврагов, карьеров, красивые виды. Широко известен платный участок трассы, перед Воронежем, тянущийся километров на 20. Почувствуйте себя в Европе, называется. Большие турникеты с будками, в которые суешь кровные 10 рублей, открывается шлагбаум – и. во весь опор. Гаишников вроде не видно. Есть и альтернативная дорога – через села и леса. По ней не ездил. Кстати, чем отличается платная дорога от бесплатной, я так и не понял.
Дальше – славный город Воронеж с одноименной рекой и пирамидальными тополями. Можно ехать насквозь, можно – по объездной, проходящей через сосновый лес, в котором гаишники все так же бдят сплошные, торговцы в широком ассортименте предлагают шашлыки и рыбу, а колоритные девочки - и так понятно что). Все радиостанции, которые ловятся, играют одну музыку – русский шансон. Одним словом, лепота да и только.
Стараемся соблюдать скоростной режим у населенного пункта Новая Усмань. Место известное, гаишники там ВСЕГДА.
После Воронежа нас ждёт долгая и скучноватая дорога по длинной воронежской области. Трасса среднего качества, с узкими и широкими местами. Проезжаем узкий мост через Дон в местечке с забавным названием Верхний Мамон. Раньше там было неплохое придорожное кафе. Сейчас - не знаю. Далее - Павловск, Богучар и наконец-то въезжаем в Ростовскую область.
Километрах в 30 граница с Украиной, ловится луганское радио. Ростовская область – шахтёрский край, соответственно, многочисленные шахты и горы чего-то красного вдалеке мы и наблюдаем в окно машины. Пейзаж сильно изменился, лесистой местности почти нет, кругом степь, много пирамидальных тополей и объектов сельскохозяйственной техники. Дорога – преимущественно все та же узкая двухполоска, много фур. Именно здесь меня как-то чуть не накрыло огромным колесом, оторвавшимся на полном ходу от груженого грузовика с прицепом.
Проезжаем город с пивным названием Миллерово (здесь многие останавливаются на ночлег), города с профильными именами Каменск-Шахтинский, Шахты. После Новочеркасска Ростов-на-Дону уже совсем близко, есть пара узких мест и мост, на котором возможны пробки, а дальше до самого города ведет широкий «автобан». Чувствуется приближение цивилизации: появляются рекламные щиты, количество машин с цифрой 61 на номере резко возрастает, вместе с числом придорожных кафе (где весьма недорого и вкусно можно поесть).
Бывает, при въезде гаишники берут своеобразную дань, которая оформляется словами: ..А вот вы там ехали и не заметили, километров 20 назад, что была машина с камерой-радаром. А ехали вы быстро.. и улыбается широкой южной улыбкой. Никакая запись с этой самой камеры, естесвенно, не предлагается. А предлагается поехать назад, на 20 километров -и посмотреть. Расчет понятен: уставший с дороги москвич-автолюбитель, когда койка и горячий чай уже близко, вряд ли захочет разворачиваться. Глаза уже режет от усталости, и начинаешь думать: а черт его знает, вроде и впрямь стояла какая-то машина..)
И вот - Ростов, который, как известно, папа . Симпатичный зелёный город, расположенный «каскадом» на берегу Дона. Большой и с путаным движением, поэтому заблудиться здесь - элементарно. Если нам туда, въезжаем по проспекту Шолохова и далее до требуемого места. Если нет – едем сразу по объездной на Краснодар.
Выезжаем из Ростова рано утром. Ориентир – Ворошиловский проспект, который выходит из города как раз на М4 в сторону Краснодара. Пересекаем широкий мост через Дон, совсем чуть-чуть проезжаем прямо и в месте под названием Цукерова Балка уже начинается Краснодарский край.
Вообще Кубань – прекрасное место. Край казачьих станиц и ухоженных ровных полей. Качество дорог – едва не на уровне европейских. Климат – замечательный, а пейзаж порой напоминает итальянский: дорога, прямая, как палка, идет посреди аллеи из пирамидальных тополей. Единственный минус – это гаишники. Они, по-моему, отличаются от всех других российских блюстителей правопорядка. За дорогами и безопасностью на них здесь следят особенно рьяно – и это видно. Но количество стационарных постов и суровый нрав гайцов, особенно проявляющийся в отношении проезжих москвичей – вещь не очень приятная.
Уже в Цукеровой Балке пост ДПС похож, скорее, на крепость. Почти везде – обязательная остановка по знаку STOP, проезд по одной машине и гаишник, внимательно рассматривающий внутреннее содержание машины. И чем дальше на Кавказ – тем больше постов-крепостей, часто встречаются стоящие возле них БТРы. Оно и понятно: Кавказ, как-никак.
На станице Кущевская – обязательная остановка всех машин с московскими номерами и досмотр. Возможно, придется достать вещи из багажника и ответить на риторические вопросы об оружии и наркотиках (до сих пор помню, как я дергался из-за лежащего в машине под сиденьем пневматического пистолета. Оно, конечно, не оружие – но с таким суровым отношением проблемы быть могли бы).
Едем дальше. На станице Павловская у поста – поворот направо, на Краснодар и Джубгу. Прямо дорога уходит на Армавир и далее, в Чечню..))
Краснодар объезжаем по длинной объездной дороге, следим за гаишниками. Их здесь много и злые, особенно поблизости от поворота на аэропорт. При общении со стражами дорожного правопорядка особенно фигурируют слова московский , а вот у вас в Москве и тому подобные, результатом чего является повышенная сумма штрафа. Торг порой напоминает рынок: спорим из-за каждого рубля).
В самом конце объездной дороги, там, где чуть виднеется краснодарское водохранилище – самое интересное. 16 километров по территории республики Адыгея, которые, как советовали ростовские знакомые, лучше проползти, нежели проехать. Гаишников – по одному на квадратный километр). Все меряют скорость.
После Адыгейска, вдали, в дымке, видны горы Главного кавказского хребта. Очень красивое зрелище. Ехать лучше не быстро, если не хочется знакомиться с местными гайцами. Летают здесь две категории машин: очень дорогие авто с флажками и краснодарскими номерами и очень дорогие авто с номерами московскими)). Проезжаем курортное место Горячий Ключ – едем ещё немного - и потихоньку начинаются горы. Пока не слишком высокие. Но это уже – первая разминка перед серпантином.
Перед Джубгой – развилка с очередным бронепостом ДПС. Дорога М4 уходит направо, в Новороссийск, а нам нужно налево, на трассу М27, которая как раз и проходит по черноморскому побережью через весь Большой Сочи. В самой Джубге есть очень волнующий и приятный для меня момент, ибо здесь, в первый раз, после очередного подъема, из-за горизонта вдруг выпрыгивает море…
Дальше – одни приятные эмоции. Вьющаяся дорога вдоль моря, служившая естественной декорацией любимым советским фильмам, загорелые и не очень люди, идущие на пляж, пальмы, низкие красивые домики, горы – в общем, ни на одну Турцию не променяю наш сочинский район)) Осталось только одно «препятствие» - серпантин, который начинается аккурат после Туапсе, и отдельными местами - довольно серьёзный.
На самом деле, ничего особо страшного, хотя пассажирам лучше иметь крепкий вестибулярный аппарат. Ни в коем случае, если нет опыта, не гоняться с местными. Езда – почти как зимой по льду: тормозим двигателем на пониженных передачах. Тормоза, даже вентилируемые, на серпантине перегреваются очень быстро, я так однажды едва не улетел в скалу. По первости, немного нервируют моменты, когда на узкой дороге откуда-то сверху, навстречу, пыхтя, летит тяжелобрюхая фура или автобус. Гаишники (куда же без них) на серпантине встречаются достаточно часто и любят стоять за закрытым поворотом или сверху на перевале, откуда просматривается дорога внизу. Ловят, естественно, за обгон через сплошную.
Собственно, финал. Перед въездом в Большой Сочи – большой и серьёзный блокпост, где тормозят КАЖДУЮ машину. Кажется, даже проверяли паспорта – но точно уже не помню.
Пару слов касательно самого Сочи. Тут каждый, конечно, выбирает для себя: кому частный сектор, кому гостиница или дом отдыха. Я же уже не первый раз езжу в оздоровительный комплекс «Дагомыс». По многим причинам. Так выходило, что в Сочи я бывал по большей части весной, то есть не в сезон. Положительный момент – это ещё не успевшие вырасти цены, мало народу. Минус – не всегда ещё можно купаться (Хотя в первых числах мая я уже вовсю плавал в море. Было прохладно, но терпимо). Одна из достопримечательностей комплекса Дагомыс, помимо прочих благ, это большой бассейн с подогреваемой морской водой, куда в советские годы возили на экскурсии иностранцев. В холодное время очень выручает.
Ещё каждый раз я порываюсь съездить на машине в любимую мной Красную Поляну, по дороге в которую находится очень интересный перевал, называемый в народе «Пронеси, Господи»)), где над километровым обрывом, у скалы, машины разъезжаются по очереди, потому как слишком узко. И каждый раз не пускают: то камнепад, то дорогу новую строят. Обидно.
По поводу бензина. В каждой области прослеживается четкое доминирование одного бренда. В Тульской и Липецкой - это ТНК, в Ростовской области и Краснодарском крае - Юкос и Лукойл, а в Воронежской - изредка Юкос и ещё черт знает что и мало, поэтому этот отрезок я бы рекомендовал проехать без заправок, залив бензин загодя.
В общем, маршрут по М4, на мой взгляд, одно из самых приятных и красивых путешествий, которое можно совершить на машине. Главное, если в первый раз – решиться и поехать. Жалеть точно не придется. У меня же теперь новая цель. Москва – Сочи – Москва на мотоцикле).