Церемония открытия Олимпиады в Сочи. Онлайн-репортаж
23:12
Церемония открытия Игр завершена
Завтра на Олимпиаде будут разыграны первые комплекты наград. За ходом соревнований следите вместе с РИА Новости на сайте ria.ru.
Постановщикам респект. Это грандиозный труд. Самое главное -не было ура-патриотической пошлости. Красиво. Интересно. По-доброму.
Отлично, отлично, отлично.
— Василий Уткин (@radioutkin) 7 февраля
Открытие, безусловно, стало грандиозным шоу. Гордость за страну непередаваемая.
— Василий Конов (37+) (@VasilyKonov) 7 февраля
Корреспондент Chicago Tribune Стейси Клэр: Начинается фейерверк, завершая прекрасную церемонию открытия. Музыка и танцы были потрясающими, как мы и ожидали от России .
Cue the fireworks, bringing an excellent #OpeningCeremony to a close. The music and dancing were stunning, as you'd expect in Russia. #sochi
С ними солидарен вице-премьер Аркадий Дворкович.
Отличный праздник открытия в Сочи! Спасибо. Ирина Роднина и Владислав Третьяк - наши олимпийские герои! Огонь Игр горит.
В Сочи вспомнили Олимпиаду-80
Олимпийский комитет, видимо, будет использовать символику летних Олимпийских игр 1980 года
Вынос олимпийского флага на церемонии открытия Игр XXII Олимпиады, фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Гунеев
Оргкомитет зимней Олимпиады «Сочи-» встал на защиту советского наследия: компания подала заявки на регистрацию символики летней московской Олимпиады-1980. Оформить право собственности предполагается на основной логотип игр — пять беговых дорожек, объединяющихся в башню со звездой, с пятью кольцами и подписью «Игры XXII Олимпиады Москва 1980». Во второй заявке содержится просьба зарегистрировать 24 пиктограммы с символами летних видов спорта.
В пресс-службе оргкомитета объяснили, что регистрация товарных знаков необходима для предотвращения их несанкционированного использования. Назвать классы, по которым планируется зарегистрировать эмблему и пиктограммы, в оргкомитете не смогли. Также там отказались комментировать планы по дальнейшему использованию символики.
Но, частично заявители немного опоздали. Право на логотип с беговыми дорожками и бренд «Олимпиада-80» еще в 2008 году оформило некое ООО «Корнер», регистрация будет действовать до 2018 года. Кафе «Олимпиада-80» до недавнего времени работало в Москве, прямо в здании спорткомплекса «Олимпийский».
Заведение закрылось летом этого года. Причин этому выяснить не удалось, но, судя по всему закрытие кафе с товарными знаками никак не связана: в Палате по патентным спорам Роспатента никаких заявлений на олимпийскую тему не рассматривалось. Свою «Олимпиаду» кафе зарегистрировало по профильным категориям — «пиво», «дискотеки» и «обеспечение пищевыми продуктами».
Генеральной директор Первой патентной компании Александр Гаранин объясняет, что теперь оргкомитет сможет оформить права на олимпийские символы лишь по свободным категориям.
— По сути, есть только один способ защиты: надо доказать, что «Олимпиада-80» — общеизвестная символика, но это отдельный и очень сложный процесс, — поясняет Гаранин.
Патентный эксперт считает, что все товарные знаки, связанные с Олимпиадой 1980 года, очень выгодны, но пока никто не догадался зарегистрировать их на себя. Из всех символов Олимпиады законодательно охраняются только пять колец. Например, все случаи использования пяти переплетенных колец должны быть согласованы с Олимпийским комитетом России (ОКР). Гаранин уточнил, что если кто-то и захочет подать в Роспатент заявку на регистрации пяти колец, ее не будут даже рассматривать без приложенного разрешения ОКР.
Это подтверждают и в компаниях, постоянно работающих с олимпийской символикой. Представитель Coca-Cola Владимир Кравцов говорит, что его компания отдельно согласовывает каждую подобную линейку товаров.
Споры из-за нецелевого использования олимпийской символики тоже не редкость. Правда, оргкомитет «Сочи-» еще ни разу не являлся заявителем в арбитражных спорах. Как правило, в интересах олимпийцев выступают таможенники или правоохранительные органы. Такие дела заканчиваются небольшими административными санкциями. Например, новосибирское ООО «Альтаир», попытавшееся провезти через границу 966 пар наушников с олимпийскими кольцами, отделалось конфискацией товара и штрафом в 30 тыс. рублей. А предпринимательница из Свердловской области, пойманная на реализации футболок с надписью «Сочи-», добровольно заплатила 10 тыс. рублей.
Оргкомитет предпочитает вступать в конфликты только с крупными компаниями. Несколько месяцев назад ФАС подтвердила права «Сочи-» на слово Olympic. Предметом спора стала краска Olympic White, которую автомобильный концерн «Дженерал Моторс» использовал для окраски автомобилей.
Случаев использования символики Олимпиады-80 за последнее время выявлено не было. Управляющий директор компании BrandLab Александр Еременко не видит в этом ничего удивительного: бренд «Сочи-» куда более интересный. «Олимпиаду-80» маркетолог оценивает в $100–200 тыс. добавляя, что единственное, что имеет смысл производить под этим символом, — одежда. Владимир Кравцов затрудняется рассчитать, сколько именно компании Coca-Cola удается заработать на продаже олимпийских напитков. По его словам, поддержка Олимпиады для компании — скорее имиджевый проект и речи о коротких всплесках продаж из-за символики не идет.
Закрытие Игр: рояли, балет и акробаты погрузили мир в русскую культуру
Талисман XXII зимних Олимпийских игр Мишка на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи
Предсказуемой была овация, которую зрители устроили вышедшей на стадион российской сборной, которая преподнесла всем российским болельщикам приятный сюрприз, став первой в медальном зачете и поставив рекорд по количеству завоеванных наград не только в российской, но и в советской истории.
Небо, море, облака
Все закрытие была пронизано легкостью образов, благодаря чему его устроителям удалось создать настроение светлой грусти от окончания праздника спорта, во время которого Россия и Сочи стали настоящим центром мира.
Если церемония открытия поражала и подавляла масштабом декораций, динамикой музыкального сопровождения, которые включали в себя и трехмерные проекции кораблей и исторических городов, и грохот пушек, и строительство нового государства в период индустриализации, то главными образами закрытия стали море, по которому плывет лодка с главными героями, небо и облака, под которыми парили воздушные гимнасты.
Екатерина Болотовская о пересечениях двух отечественных Олимпиад
Фотография: Кирилл Лебедев/ Газета.Ru
Точек пересечения двух церемоний закрытия Игр — московской Олимпиады 1980 года и Сочи — оказалось гораздо больше, чем слеза медведя. Даже несмотря на то, что за прошедшие между ними годы мы пережили распад страны, революцию, избавились от железного занавеса, вроде бы попрощались с прежней идеологией — в общем, прошли такой путь, о котором в 1980-х невозможно было даже подумать.
Мои личные воспоминания об Олимпиаде-80 окрашены в трагические тона. Мне семь лет. Родители эвакуируют меня из пионерского лагеря с двумя «страшными» диагнозами – ангиной и фурункулезом. Я могу только лежать на спине строго определенным образом, остальное – очень больно. Сжалившись, мама переносит из кухни в комнату телевизор.
Я целыми днями смотрю Олимпиаду, потихонечку наполняясь «правильным смыслом», и вечерами вдохновенно рассказываю родителям, какие страшные и коварные типы живут в Америке и ФРГ.
Мама с папой ужасаются каше в моей голове и объясняют, что люди не делятся на плохих и хороших по географическому признаку. Однажды вечером, не обращая внимания на мои протесты, родители полностью убирают звук телевизора и включают запись, как я теперь понимаю, Высоцкого. Он умер как раз во время той Олимпиады. До сих пор помню, как спортсмены бегали по стадиону под «Утреннюю гимнастику», «Баньку» и «Парус». Несоответствие картинки и звука было настолько жутким и противоестественным, что причиняло почти физическую боль. Я заплакала. Именно это, а не взлетающий над стадионом Мишка, врезалось в мою память навсегда.
Онлайн-трансляция церемонии закрытия Олимпийских игр –
Вчера я – впервые за 33 года — пересмотрела закрытие Олимпиады-80 заново. Неудивительно, что сейчас московская церемония воспринимается как еще один пропагандистский концерт, приуроченный к большому государственному празднику. Но, как ни странно, эта кристально-чистая идеология отлично рифмуется с сегодняшним днем.
В 1980 году СССР предъявил миру четкий, не требующий дополнительных интерпретаций образ страны и народа.
Под барабан и духовые артисты старательно маршировали по зеленому газону Лужников , периодически составляя из собственных тел разнообразные композиции на олимпийскую тему. Затем гимнасты и музыканты дружно отступили под напором развеселой русской гульбы с балалайками и баянами. Девушки в кокошниках водили хороводы, целомудренно, но игриво покачивая длинными косами, мужики в красных штанах выдавали удалую русскую плясовую. В общем, мир увидел советских людей во всей красе: если ходим строем — то до отупения, если танцуем – до последней капли пота. Немножко парада, немножко громкого народного гулянья – вот, собственно, и вся Россия.
Картинка сложилась достаточно точная: застой действительно умудрился сбалансировать две извечные страсти русского народа – к тупому послушанию и разнузданному разгулу одновременно. Такая тихая, скромная сверхдержава с кучей узников совести в лагерях и прекрасным элегическим фасадом. А плачущий и взмывающий над стадионом медведь добавил образцовому советскому празднику капельку сентиментальности – без слез у нас действительно не обходится ни одно празднование. Ибо ничто человеческое нам не чуждо. Собственно, даже то, что Мишка вместо обещанного «сказочного леса» приземлился во дворе Морозовской больницы, – тоже вполне укладывается в причудливую национальную концепцию. В такую сверхидею, в которую, как верно сказал поэт, «можно только верить». Или не верить.
Закрытие сочинской Олимпиады было настолько легким, искристым, остроумным и визуально изысканным, что сравнивать его с давним московским шоу трудно. Здесь нашлось место и самоиронии, и тонким шуткам.
Эрнст отлично обыграл историю с не открывшейся на открытии, простите за каламбур, снежинкой, а к чаше с олимпийским огнем талисманы ехали под музыку из гениального чекистского боевика «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Слезинка медвежонка
Идея показать русскую культуру глазами иностранцев, с одной стороны, помогла избежать лишнего пафоса, а с другой — дала Эрнсту своеобразную фору: мол, мы тут вообще ни при чем, это их взгляд на наши с вами великие скрепы. В роли скреп выступили абсолютные величины прошлого — Рахманинов, Шнитке, Прокофьев, Шагал, Толстой, Солженицын, Ахматова, Сергей Дягилев и настоящего – Денис Мацуев, Валерий Гергиев и Юрий Башмет.
Описывать поставленную знаменитым итальянским режиссером Даниэле Финци Паска феерию бессмысленно, да и не нужно. Важно другое: в этот вечер на арене Фишт правила бал абсолютная красота в самом высоком смысле этого слова. Константин Эрнст — один из величайших демиургов нашего времени: он строит свой собственный мир так вдохновенно и талантливо, что мир реальный невольно начинает подыгрывать творцу, добавляя в созданный им коллаж новых ярчайших красок.
Жизнь дополнила сценарий закрытия такой полнотой и правдой чувств, что дух захватило даже у самых отъявленных скептиков.
Случившаяся в три последних дня череда неожиданных и прекрасных побед наших спортсменов добавила церемонии великодержавной гордости и вескости. А уж три российских богатыря, занявшие весь пьедестал в лыжном марафоне и получившие свои медали во время шоу, окончательно сложили мозаику праздника – от исходной точки до финального аккорда.
В начале Игр мы рассказали эффектную историю становления великой России, во время Игр – заработали больше всего золота и продемонстрировали невероятную силу духа, привет, марафонцы. А в последний вечер вспомнили и показали всему миру, как велико и объемно наше духовное наследие.
В общем, оказалось, что сильны мы буквально всем: и бесстрашной девочкой Любой, крутящей сальто перед плюшевыми талисманами, и страстной любовью к книгам, а еще «мы делаем ракеты, и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». Как хороши были ожившие картины Шагала, как прекрасны танцующие рояли, как романтично летали над сценой листочки из «негорящих» рукописей.
Но удивительным образом история про нашу с вами культуру, при всей красоте и масштабности, получилась холодной, как лед, и призрачной, как то самое зазеркалье, в котором прятался олимпийский огонь.
Театры наций
Бравурные марши, помноженные в 1980-м на отчаянную русскую гульбу, и воскресное «культурное мероприятие» преследуют одни и те же пропагандистские цели. Как картина, висящая на стене, маскирует пятно на обоях, так и беззастенчивый пафос прошлой и сияющий блеск нынешней церемонии транслируют в мир образы, которые не имеют с нашей жизнью почти ничего общего. В чем, собственно, лишний раз убедил вчера телеканал Россия 1 . Сразу после окончания церемонии здесь началась программа Дмитрия Киселева «Вести недели», в которой, помимо прочего, было заявлено два знаковых сюжета: о вандализме театральных режиссеров, разрушающих наше культурное наследие, и об узниках Болотной , которым сегодня должны вынести приговор.
Людям, сидевшим на стадионе Фишт , или иностранцам, смотревшим трансляцию у себя дома, повезло гораздо больше: они запомнят нас сильными, смелыми и красивыми, такими – какими мы сами себя далеко не всегда знаем и видим.
Спортсмены бегали по стадиону под Высоцкого, марафонцы совершали подвиги, ненастоящие мишки плакали ненастоящими слезами, фасад блестел и переливался, Киселев пылал праведным пропагандистским гневом. Игры закончились. Сегодня суд.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Другие актуальные материалы ежедневно на ваш e-mail:
Прошла церемония закрытия зимних Олимпийских игр — в Сочи
Фотография: Кирилл Лебедев/ Газета.Ru
24.02., 08:47 | Газета.Ru
В Сочи завершились XXII зимние Олимпийские игры: во время церемонии закрытия зрителям показали литературу, живопись, балет, пианистов и цирк, а также пошутили над техническими проблемами открытия и вспомнили об Олимпиаде-80.
Девочка Люба продолжает свое путешествие, начатое во время открытия 22-х зимних Олимпийских игр, уже не одна, а вместе с друзьями Валентиной и Юрой. Они плывут на лодке в сопровождении глашатаев света, проходят через ожившие картины Марка Шагала, мимо 62 кружащихся в танце роялей во главе с Денисом Мацуевым, который исполняет Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор Рахманинова, сквозь представления Русских сезонов Сергея Дягилева. Дети вспоминают великих русских писателей и смотрят, как артисты цирка раскладывают и за 60 секунд собирают гигантский цирк шапито. Заканчивается путешествие так, как и должно было закончиться: олимпийский огонь гаснет, а олимпийский флаг отбывает из Сочи в далекий корейский город Пхёнчхан под звуки корейского народного инструмента каягыма.
Онлайн-трансляция церемонии закрытия Олимпийских игр –
Церемонии закрытия Олимпийских игр организаторы обычно стараются делать более камерными и сентиментальными — все медали выиграны, определены победители и в личных, и в командных зачетах. Последние комплекты вручали прямо в ходе церемонии: их получили победители в мужском и женском масс-старте.
Открытие показалось чуть искуснее и динамичнее. Авангарднее, что ли. Зато закрытие логично его продолжало , — поделился с Газетой.Ru писатель Сергей Шаргунов.
Что-то из закрытия — те же писатели толстоевские , — наверно, можно было дать и на открытии, отметил он. В целом красиво и пластично , — сказал Шаргунов.
Обе олимпийские церемонии были реализованы как путешествия маленькой девочки: во время открытия она видела сон о России, а во время закрытия знакомилась с главными достижениями страны.
Режиссером шоу стал швейцарец Даниэль Финци Паска, воплотивший сценарий Константина Эрнста. По их задумке, закрытие Олимпиады должно было показать, какой Россию видят иностранцы. Отсюда рояли, балет, литература и цирк — то, благодаря чему нашу страну знают в остальном мире. Эрнст обещал церемонию скромную и артхаусную — однако скромной ее назвать было можно только в сравнении с помпезным открытием.
В церемонии было задействовано около 5 тыс. человек. Сводным детским хором из тысячи детей руководил Валерий Гергиев. а аккомпанировал оркестр Новая Россия под руководством Юрия Башмета.
Несколько номеров определенно запомнятся — такие, как сцены с русскими писателями и драматургами, ожившие картины Шагала (особенно поражала воображение перевернутая крышами вниз деревня), цирковой парад 400 артистов цирка и 48 артистов кордебалета.
Без отсылок к летней Олимпиаде 1980 года в Москве не обошлось. Авторам церемонии нужно было связать два праздника через годы. Зрителям постарше наверняка запомнится аниматрон в виде Белого Мишки, задувший олимпийский факел и прослезившийся — как его предок на Олимпиаде-80. Но, кажется, стало ясно, почему авторы шоу не слишком эксплуатировали ностальгию по 80-м. Знаете, на Олимпиаде-80 было очень много пафоса. Она была наполовину обесточена бойкотом, который объявили ей западные государства, в ней не было единения , — вспоминает культуролог, главный редактор журнала Искусство кино Даниил Дондурей.
Однако церемония закрытия сочинской Олимпиады, по мнению галериста Марата Гельмана. предназначалась не для взрослых, а прежде всего — для детей.
Цирк — для детей младшего возраста, литературный бал — для детей старшего школьного возраста, фейерверк — для взрослых, — рассказал он Газете.Ru . — Если церемонию открытия мы могли воспринимать как цельное художественное произведение, видели Лентулова, какую-то эстетику то здесь был какой-то утренник . По мнению Гельмана, ничего плохого в этом нет — взрослые смотрели соревнования, а дети в это время скучали.
Сейчас — наоборот. Дети смотрят, взрослые скучают , — заключил он.
Некоторые моменты были отмечены особо: например, снежинка, которая не раскрылась и не смогла превратиться в одно из колец-символов во время открытия Игр. Во всех подробностях это видели только зрители на стадионе, но эта снежинка была показана во всех СМИ и стала одним из символов сочинской Олимпиады. Авторы церемонии закрытия сумели обыграть этот момент.
Особенно понравилась, разумеется, самоирония с нераскрывшимся кольцом , — отметил Шаргунов. Он напомнил, что и Константин Эрнст отнесся к случившемуся с иронией, появившись на последней пресс-конференции в майке с изображением снежинки.
Россия доказала, что у нее есть чувство юмора , — написало по этому поводу американское издание Huffington Post.
Даниил Дондурей отметил, что церемония закрытия Олимпиады в Сочи вызвала у него чувство гордости. Меня больше всего впечатлил не конкретный какой-то эпизод (хотя ожившие картины Шагала — это было сильно!), и даже не очевидно знаковые сцены с писателями, а сама мысль, что Россия — это страна культуры , — рассказал он Газете.Ru . По его мнению, церемония была пронизана эстетической мощью и смыслом, а не спортом, идеей подвига или жертвы.
Да, Россия не может сделать хорошую автомашину, но есть сферы, в которых мы были конкурентоспособны и сто лет назад, и двести, и остались таковыми сегодня. Это переполняет гордостью больше, чем пятьдесят километров лыжной трассы , — сказал Дондурей.
Другое ощущение от парада национальной гордости у Марата Гельмана: В попытке через наших литературных титанов снова поговорить о гордости, величии России и государства есть серьезный изъян. Он проявился еще во время памятного Литературного собрания . на котором Путин сидел среди родственников Достоевского, Пушкина, Толстого. Если взять список людей, с помощью которых государство пытается себя продвигать Бродский сидел, а потом его выслали, Солженицын сидел — и выслали, Гумилева расстреляли, его сына посадили, Достоевский отправлен на каторгу, Толстой отлучен от церкви, Пушкин был в ссылке, Цветаева тоже была в ссылке, покончила с собой, Маяковский — самоубийца Иностранный режиссер, может быть, просто не знал всего этого .
Даниил Дондурей полагает, что несомненным плюсом праздника и Игр в целом было полное отсутствие политических моментов на Олимпиаде — как и положено по Олимпийской хартии.
Сегодня вся наша жизнь заполнена политикой: на Украине идет революция, а здесь все это оставлено за бортом, — сказал эксперт, — и это имеет очень важный для человечества смысл: важны не только войны, не только политики, не только народные массы и личностные подвиги дикости, но и триумф духа .
По мнению Марата Гельмана, события на Украине невыгодно оттенили Игры и церемонию их закрытия: Мы два часа смотрели за Майданом, который ожидал возвращения Юлии Тимошенко. — сказал Гельман. — Это усилило ощущение цирка .
Согласен с ним и Сергей Шаргунов: Важно, что масштабное зрелище совпадало с отличными результатами, которые впечатляют. Но одновременно, увы, восприятие праздника омрачает тревога за происходящее на Украине .
Я не смотрел закрытие Олимпиады, и это принципиально, — поделился с Газетой.Ru режиссер и драматург Михаил Угаров. — В Киеве сейчас — события. А в Сочи — инсценировка .