«Лента.ру» разобрала тезисы «валдайской речи» Владимира Путина
В канун выходных, 24 октября, в Сочи Владимир Путин в ходе международного форума «Валдай» выступил с программной речью, в которой поставил ряд вопросов по геополитической повестке. СМИ уже поспешили окрестить речь президента России новой внешнеполитической доктриной, однако это определение не совсем корректно. Скорее, глава государства подытожил многолетний коллапс международного права и предложил прийти к новым хельсинкским соглашениям, завершив дискуссию лирическим отступлением о своей любви к России.
Структурно речь Владимира Путина можно разбить на две части. Первая — после распада СССР мировое сообщество пришло ко вполне логичному в рамках однополярного мира краху международного права. Вторая часть — о попытках пересмотра «ялтинского мира», когда послевоенные границы в Европе снова подверглись изменениям. И одним из условий неприкосновенности оказалась лояльность к гегемону, заметил российский президент.
«Само понятие национальный суверенитет для большинства государств стало относительным. По сути, была предложена формула: чем сильнее лояльность единственному центру влияния в мире, тем выше легитимность того или иного правящего режима», — подчеркнул Владимир Путин, предложив собравшимся специалистам по геополитическим процессам опровергнуть этот тезис.
В геополитических рамках, очерченных российским президентом рефреном, прозвучал тезис о сотрудничестве — это еще одна веха «валдайской речи» Путина. Фактически, противопоставив Европу Америке, президент задал новый дискурс, предложив политикам считаться с новым центром силы в лице Востока, с которым теперь сотрудничает Россия. Это позволило Путину высказать важную мысль о сегодняшних взаимоотношениях России и Европы: Кремль не видит никакого противостояния в своем развороте в сторону Китая и АТР.
«Значительная часть нашей территории находится в Азии. Чего же нам не пользоваться своими преимуществами? Это было бы просто недальновидно», — подчеркнул российский лидер, попутно заметив, что формирование полицентричного мира само по себе не укрепляет стабильность, скорее даже напротив. Задача достижения глобального равновесия превращается в сложную головоломку, в уравнение со многими неизвестными.
Выступление Председателя Законодательной Думы Томской области О.В. Козловской
на 35-м собрании Законодательной Думы Томской области
30 октября г.
Уважаемые коллеги!
Уважаемые приглашенные!
Если взглянуть на итоги октября -го масштабно, он войдет в историю современности, как месяц:
Программного выступления Президента России В.В. Путина на Валдайском форуме в Сочи. Он оценил существующие правила мирового порядка, как коллапс международного права, предложил считаться с новым центром влияния на Востоке, искать пути кооперации стран и совместного управления рисками.
Это и месяц непростых выборов Верховной Рады Украины, завершивших формирование политических институтов этой страны.
Трагической гибели президента французского энергетического концерна «Тоталь» в аэропорту «Внуково».
И, конечно, бюджета РФ на – годы, который сформирован в особых условиях дешевеющей нефти, экономических санкций и присоединения Крыма.
Известно, что доходная часть российского бюджета, во-многом, определяется нефтегазовым комплексом. К сожалению, цена нефти на сегодняшний день достигла годового минимума. По расчетам Минфина – падение цены на нефть на один доллар приводит к потерям федерального бюджета в 70 млрд.руб. Правда, федерация получает серьезную прибавку доходов за счет девальвации рубля (рост курса доллара на один рубль дает дополнительно федеральной казне почти 200 млрд.руб.). В регионах такого маневра – нет. А для Томской области, это – основной риск. Поскольку долгие годы основой для формирования бюджета был налог на прибыль, на 70 % обеспеченный нефтегазовым сектором.
Один пример. Бюджет Томской области за последние 10 лет вырос в значительной степени – благодаря росту цены, и, значит, налогу на прибыль от НГК. В 2004 году 1 баррель нефти стоил 34 доллара, в 2007г. – 69. А в -ом – уже 111 долл. за баррель. Прогноз мировой цены нефти на - годы – очень разный – от 60 до 100 долларов.
Большинство экспертов считают, что обвал цен на нефть – результат сговора стран ОПЕК и США против России, Ирана и Венесуэлы. И вряд ли что-то изменится на нефтяном рынке в ближайшее время. Счетная Палата России также отмечает, что заложенная в федеральном бюджете цена нефти является основной зоной риска.
Второй риск – снижение кредитных рейтингов России и 12-ти крупных регионов, в том числе: Москвы, Татарстана, Красноярска и Санкт-Петербурга. Это существенно сокращает возможности доступа к дешевым кредитным ресурсам – и для бюджетов всех уровней и для бизнеса. Например, федеральный бюджет привлекает заемные средства уже в этом году под 10 % годовых (против 6-7 % в предыдущие годы).
Замедление экономического роста неизбежно ведет к сокращению доходов населения и потребительского спроса. По данным всероссийского опроса 7 % наших сограждан уже отказались от кредитов, страховок и депозитов, а еще 20 % – планируют это сделать в ближайшее время.
В этих условиях Правительство РФ, представляя федеральный бюджет на первое чтение в Госдуме, оценило его, как сложный, но сбалансированный.
В нем учтены все социальные обязательства и, в первую очередь, по Указам Президента.
Вместе с тем, Правительство практически отказалось от дополнительной налоговой нагрузки на бизнес и предложило пакет мер по его стимулированию. Предусмотрены меры и по поддержке регионов.
В их числе:
налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и льготы для стартапов в производственной сфере
стимулирование экспорта
компенсация затрат регионам на создание индустриальных парков (с г.)
преференции для компаний в территориях опережающего развития
замещение дорогих коммерческих кредитов для регионов – бюджетными (под 0.1 % годовых). Правда, при выполнении ряда жестких условий в рамках соглашения с Минфином
средства на софинансирование расходов по Указам Президента.
Правительством поставлены и задачи субъектам РФ при принятии бюджетов:
откорректировать динамику повышения заработной платы бюджетников по принятым дорожным картам
обеспечить взвешенный подход к изменению объемов и структуры заимствований
создать условия для инвестиций и импортозамещения
особая тема – эффективность и адресность социальных расходов.
Конечно, основной вопрос нашего сегодняшнего заседания – закон об областном бюджете на - годы.
Напомню, совместно с Губернатором мы обсудили многие вопросы 3-хлетнего бюджета в ходе его «нулевого чтения».
Главное, что характеризует областной бюджет - годов, это его сбалансированность, гарантии исполнения всех социальных обязательств и наличие «бюджета развития».
Особенность – в программном подходе к формированию более 95 % всех расходов. И в том, что:
Фонд оплаты труда бюджетников возрастет в следующем году почти на 2.0 млрд. и составит 23.5 млрд.руб. (это более 40 % от расходов консолидированного бюджета).
В бюджете предусмотрено и повышение расходов на здравоохранение – более чем на 1.0 млрд.руб. А в целом – расходы на образование и здравоохранение составят 23.0 млрд.руб. Согласитесь, при столь высоком объеме финансирования остро встает вопрос качества услуг и эффективности использования бюджетных средств.
2.6 млрд.руб. – пойдут на содержание, ремонт и строительство дорог.
1.3 млрд.руб. – на поддержку села и модернизацию сельхозпроизводства.
Треть расходов областного бюджета составит финансовая помощь муниципальным образованиям.
А 14 % всех расходов – направлено на господдержку реального сектора и «бюджет развития».
И, все-же, работа согласительной Комиссии, которую мы сегодня создадим, будет весьма непростой. Совместно с Администрацией нам предстоит традиционно «поискать» дополнительные доходы, чтобы максимально решить самые острые проблемы.
Но особого внимания требует доходная часть. Нас не может не беспокоить рост числа убыточных предприятий в регионе, проблема «зарплаты в конвертах». Но главное – рост высокотехнологичных производств и рабочих мест с высокой заработной платой. Вот уже несколько лет в структуре доходов областного бюджета лидерство принадлежит налогу на доходы физических лиц. Именно поэтому особое значение приобретает проект «ИНО Томск», ядром которого является НОК и ТВЗ.
Как пример, хочу обратить ваше внимание на то, что томское студенчество не только пополняет ряды высококвалифицированных кадров области, но инвестирует томскую экономику, принося региону ежегодно более 6 миллиардов рублей.
Хороший рост показывает агропромышленный комплекс. Налоговые поступления от организаций АПК в бюджет региона только в этом году возросли на 11 %.
Поддержка инвестиционных проектов в нефтехимии, атомной отрасли и лесопромышленном производстве также увеличивает поступления в бюджет. Это лишний раз доказывает эффективность и адресность государственной поддержки предприятий – точек роста.
Уважаемые коллеги!
Несколько слов о других вопросах повестки дня.
1. Сегодня нам предстоит рассмотреть 7 новых законов. Среди них особо отмечу законы о «промпарках» и оценке регулирующего воздействия.
– Закон о промпарках до сих пор широко обсуждается с бизнес-сообществом. С его принятием у их будущих резидентов появятся возможности господдержки для организации своего бизнеса с помощью доступной инфраструктуры.
– Закон об оценке регулирующего воздействия направлен на поэтапное снижение административных барьеров для предпринимателей и инвесторов в муниципальных образованиях области. Со следующего года оценку и экспертизу своих нормативно – правовых актов будут проводить муниципалитеты по нашему областному закону.
2. Обращаю ваше внимание на закон о социальных доплатах до прожиточного минимума нашим неработающим пенсионерам. Это коснется почти 16 тыс. жителей области и стоит около 200.0 млн.руб. из федерального бюджета.
3. Теперь на три года мы назначаем представителей Думы в региональную Общественную палату. На этот раз общественные организации области внесли в Думу – 22 кандидатуры. По закону нам предстоит назначить 14 из них на основе рейтингового голосования.
4. В повестке собрания – информация Администрации Томской области по реализации Указов президента по двум ключевым направлениям – повышению зарплат бюджетников и увеличению мест в детских дошкольных учреждениях. Это долгосрочные проекты. НО! Важно, что все сделанное в году, закладывает базу для продолжения этой работы и дальнейшего финансирования в предстоящем бюджетном цикле.
5. Чрезвычайно важный вопрос вынесен на рассмотрение в «Час Губернатора». О ситуации в области с ценами на основные продукты питания, лекарства и ГСМ – доложит руководитель Управления федеральной антимонопольной службы. Анализ показывает, что затраты на эти три группы товаров составляют значительную долю расходов в бюджете каждой семьи и существенно влияют на уровень инфляции в регионе.
6. И последнее. Большой пакет законов посвящен награждениям наших земляков в связи с 70-летием региона и их заслугами перед Томской областью, в т.ч. в сфере образования и воспитания детей.
Всего сегодня в повестке – 41 вопрос.
Предлагаю начать работу и перейти к регистрации.
Бюджет не исправили, но дополнили
Для его исполнения правительство нашло скрытые резервы
Несмотря на критику президента Владимира Путина, проект бюджета на - годы вчера был в целом принят на заседании правительства. Его радикальной правки не будет, в течение двух дней в нем будут учтены лишь некоторые дополнительные расходы, да и то при условии раскулачивания Роснефтегаза и продолжения приватизации. Пенсионная реформа заложена в бюджет без ликвидации накопительного компонента пенсий. Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства вспомнил: когда он был президентом, ему тоже не нравился бюджет, готовившийся премьер-министром Владимиром Путиным.
Основной вопрос вчерашнего заседания правительства, впервые за многие месяцы транслировавшегося в прямом эфире, после критики Владимиром Путиным 18 сентября вносящегося в правительство бюджета, был прост как никогда. По состоянию на вечер 19 сентября было проведено лишь несколько совещаний в Белом доме, посвященных претензиям к проекту, опубликованному Минфином во вторник днем. Принято лишь одно крупное решение, которое, кстати, президент в своем выступлении на совещании в Сочи ни разу не упомянул: Минфин спешно отказался от проекта изменения ставки НДПИ для газовой отрасли, чем сэкономил Газпрому около $6 млрд на год (см. стр. 6).
ОБ ЭТОМ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ
Дмитрий Медведев дал на заседании правительства слово всем министрам, которые имели претензии к расходной части бюджета,— от главы Минэкономики и вице-премьера Аркадия Дворковича до главы Минздрава Вероники Скворцовой. Но уже в процессе обсуждения выяснилось — министры знают, где взять деньги на расширение госрасходов уже в году.
В первую очередь это накопленные дивиденды Роснефтегаза : Антон Силуанов, неоднократно заявлявший претензии Минфина на более чем 100 млрд руб. накопленных главным акционером доходов, вновь выступил с идеей реквизиций 95% накоплений в хозяйстве бывшего вице-премьера Игоря Сечина. В Кремле идея скорее не понравилась (см. об этом текст на стр. 1), но в Белом доме вчера обсуждали ее почти как утвержденную. Во-вторых, это расширение приватизации крупных госактивов: к распродаже в администрации Владимира Путина никогда тепло не относились. Наконец, прибыль от приватизации пакета ЦБ в Сбербанке тоже решено направить в доходы бюджета, и, судя по всему, в бюджет также заложено и SPO ВТБ на год без возможности его отмены.
Четких подтверждений тому, что правительство действительно заявило Кремлю рост госрасходов только в обмен на приватизацию и деньги Роснефтегаза , нет. Антон Силуанов на заседании представлял практически те же самые цифры, что были в раскритикованном Владимиром Путиным в Сочи проекте. Но вслух точные цифры не произносились, возможно, потому, что некоторая правка бюджета уже произведена или будет произведена в ближайшие дни. Не произносили цифр и министры, и даже выступавшая социальный вице-премьер Ольга Голодец, которую считают одной из активно несогласных с проектом бюджета. Однако Дмитрий Медведев практически в каждой реплике давал понять, что представлявшийся бюджет — это уже свершившийся компромисс. В итоге премьер-министр дал два дня на совещания по доработке бюджета, после чего он до 1 октября, как и предполагает Бюджетный кодекс, будет внесен в Госдуму в виде, который вряд ли будет принципиально отличаться от варианта 19 сентября.
По данным Ъ , в администрации президента довольно равнодушно отнеслись вчера к активности правительства — во всяком случае, каких-либо совещаний по этому вопросу там не планируется. А один из собеседников Ъ в Белом доме, напротив, предположил: критика Владимира Путина была связана не столько с неучетом его указов, сколько со стремлением министров переложить бремя принятия политических решений, связанных с бюджетом - годов, на Кремль, что последний не устраивает. Тем не менее как минимум атака на Роснефтегаз с солидарной позицией министров по этому вопросу налицо. А Дмитрий Медведев прозрачно прокомментировал критику Владимира Путина: Вообще, бюджет такая штука, которая никогда никому не нравится. Нет бюджета, который бы кому-то понравился от и до. Когда я работал президентом, мне он тоже никогда не нравился, и не нравилась значительная часть работы, которая проводится. Но я всегда помнил и понимал, как трудно этот бюджет склеивать .
При этом по крайней мере одно политическое решение, по пенсионной реформе, по данным Ъ , правительство уже приняло. По сведениям Ъ , отчасти дефицит Пенсионного фонда будет сокращен ростом с года взносов в фонд с самозанятых граждан (в году расчет взносов, сейчас рассчитывающихся от 1 МРОТ, будет проводиться уже из 2 МРОТ, в -м — 2,5 МРОТ и в -м — 3 МРОТ). Кроме того, принято решение и по досрочникам — главному балласту пенсионной системы. Принято решение поэтапно ввести дополнительные тарифы по первому ( особо вредные и опасные рабочие места) и второму ( вредные и опасные ) спискам профессий, дающих право на льготный выход на пенсию: в году — 2% и 4%, в году — 4% и 6%, в -м — 6% и 9%. Эти две меры дадут ПФР дополнительно 65 млрд руб. в году, около 110 млрд руб. в году и около 160 млрд руб. в году. Накопительную часть пенсии в 6%, из которой Минтруд предлагал изъять 2% или 4% на выплату пенсий нынешним пенсионерам, правительство решило не трогать, как и вопрос пенсионного возраста. По данным Ъ , в проекте бюджета и без них хватает непопулярных социальных решений. В частности, это более существенный, чем в году, рост в году и особенно в - годах потребительских тарифов на услуги госмонополий.